Крымчане, в первую очередь государственные и муниципальные служащие, стали заложниками ситуации, в которой для принятия правомерных решений им дополнительно нужно изучать пока неизведанное законодательство Российской Федерации. Эта проблема коснулась и членов комитетов с конкурсных торгов. Учитывая объемность законодательства Российской Федерации в сфере закупок за бюджетные средства, предлагаем ознакомиться с особенностями и наиболее важными моментами нормативно-правовых актов РФ в этой сфере, а также актуальными вопросами и примерами, возникающими в процессе деятельности заказчиков.
Основные моменты Законодательство РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг
Законодательство РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд состоит из ряда нормативных актов, и прежде всего с Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон РФ № 44-ФЗ).
В законодательстве РФ уделяется внимание планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок.
Закон устанавливает следующие способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов, могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).
Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.
Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.
Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта. Предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов.
Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.
На отдельных моментах хотелось бы остановиться более детально.
Контрактная служба и контрактный управляющий
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона РФ № 44-ФЗ, в случае если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб и у заказчика отсутствует контрактная служба, должно быть назначено ответственное должностное лицо — контрактный управляющий.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона РФ № 44-ФЗ, контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
- Разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения.
- Разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.
- Осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.
Осуществление закупки по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № РФ 44-ФЗ «оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам)» сопровождается в соответствии с ч. 2 ст. 93 размещением в единой информационной системе (до ввода в эксплуатацию единой информационной системы — на официальном сайте — ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) извещения об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. То есть это — функция контрактного управляющего. - Обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
- Организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом № РФ 44-ФЗ.
Данный перечень не является исчерпывающим, иные полномочия, определены в приказе Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».
Требование к контрактной службе и контрактному управляющему: «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок» (ч. 6 ст. 38 Закона РФ № 44-ФЗ).
Вопрос: «Как быть образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии и сотрудника с нужным уровнем квалификации (только педагоги)?»
Ответ:
— Контрактный управляющий назначается заказчиком в случае, если отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн рублей и на момент назначения, ему необходимо будет пройти обучающие курсы по теме государственных закупок.
Комиссия по осуществлению закупок
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (ч. 1 ст. 39 Закона РФ № 44-ФЗ).
Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона РФ № 44-ФЗ).
Требование к комиссии: «Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки» (ч. 5 ст. 39 Закона РФ № 44-ФЗ).
Членами комиссии не могут быть:
- физические лица, привлеченные в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации и заявок на участие в конкурсе;
- физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе лица, состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;
- участники закупки, способные оказать влияние, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
- физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, усыновители, усыновленные);
- должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок (ч. 6 ст. 39 Закона РФ № 44-ФЗ).
Срок подачи предложений при проведении открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона РФ № 44-ФЗ).
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
В статье 93 Закона РФ № 44-ФЗ представлен перечень случаев (их 33), когда могут осуществляться закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), среди них:
- осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- осуществление закупки для государственных нужд;
- осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год;
Данное учреждение, применяя ч. 1 ст. 93 Закона РФ № 44-ФЗ, заключит договор с единственным поставщиком при условии, что сумма по договору с одним поставщиком будет составлять не более 3,75 тыс. руб (5% от 75 тыс. руб), а на 71,25 тыс. руб должно проводить конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год;
5. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
6. закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме;
7. поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;
8. закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
9. заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности;
10. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Нужно отметить, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 Закона РФ № 44-ФЗ).
Контракт и его исполнение
Понятия «государственного контракта» и «муниципального контракта» даны в статье 3 Закона РФ № 44-ФЗ, а особенности исполнения контракта представлены в статье 94.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1. Если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта, исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
2) Если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения правительства Российской Федерации.
3) Если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4) Если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.
5) Изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
6) В случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
7) В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
На основании сделанных обобщений нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере закупок следует отметить существенные различия проанализированного законодательства по сравнению с украинским. Учитывая этот факт, Государственный Совет Республики Крым принял постановление об особенностях осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в переходный период, которое вступило в силу со дня его принятия. С текстом данного постановления предлагаем ознакомиться далее.
Об особенностях осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в переходный период
С целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, недопущения перебоев в обеспечении необходимыми товарами, работами и услугами за бюджетные средства, руководствуясь пунктом 2 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, пунктом 3 статьи 7, пунктами 1 и 3 статьи 13, пунктом 2 статьи 23 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Государственный Совет
Республики Крым постановляет:
1. Установить, что в переходный период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации государственные закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства на территории Республики Крым осуществляются согласно процедурам и правилам, действовавшим на 21 марта 2014 года, с учетом следующих особенностей:
- Стоимость предмета закупки, сумма предложения конкурсных торгов (ценового предложения, предложения по результатам закупки у одного участника), сумма договоров и связанные с ними показатели определяются в российских рублях по официальному курсу, установленному Банком Крыма.
- Функции уполномоченного органа по регулированию и координации в сфере закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Крым.
- Функции органа обжалования в сфере закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства осуществляет Антимонопольный комитет Республики Крым.
- Функции контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства осуществляет Финансовая инспекция Республики Крым.
- Функции центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, осуществляет Казначейская служба Республики Крым.
Органы казначейской службы Республики Крым осуществляют регистрацию договорных обязательств на основании отчета о результатах проведения процедуры закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства.
- Обнародование информации о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства осуществляется на веб-портале Министерства экономического развития и торговли Республики Крым «Государственные закупки в Республике Крым» (веб-адрес: http://zakup-crimea.gov.ua).
- Нормы относительно публикации информации о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и международном информационном издании по вопросам государственных закупок на территории Республики Крым не применяются.
1.8. При проведении процедур закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства все документы, которые готовятся заказчиком, излагаются на русском языке, а также по решению заказчика одновременно все документы могут иметь аутентичный перевод на иной государственный язык Республики Крым.
1.9. Срок для подачи предложения конкурсных торгов устанавливается заказчиком, но не может быть менее 20 рабочих дней со дня обнародования объявления о проведении закупок в соответствии с подпунктом 1.6. настоящего пункта.
Договор о закупке с победителем конкурсных торгов не может быть заключен ранее 10 рабочих дней со дня обнародования уведомления об акцепте в соответствии с подпунктом 1.6. настоящего пункта.
Срок подачи участниками ценовых предложений устанавливается заказчиком, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня обнародования запроса ценовых предложений в соответствии с подпунктом 1.6. настоящего пункта.
Договор о закупке с победителем процедуры запроса ценовых предложений не может быть заключен ранее 7 рабочих дней со дня обнародования уведомления об акцепте в соответствии с подпунктом 1.6. настоящего пункта.
1.10. Помимо предусмотренных случаев изменения существенных условий договоров о закупке, стороны вправе изменить валюту договора, заключенного до вступления в силу настоящего Постановления, на российские рубли по официальному курсу, установленному Банком Крыма на день внесения соответствующих изменений в договор.
1.11. Заказчик вправе независимо от суммы закупки осуществить закупку без проведения процедур закупки следующих товаров и услуг, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и учреждений:
продукты питания (в том числе по видам); услуги по приготовлению пищи (услуги столовых), услуги по обеспечению питания по контракту; лекарственные средства, иммунологические препараты (вакцины); фармацевтические препараты; изделия и оборудование медицинского назначения; горюче-смазочные материалы; топливо; электрическую энергию, газ, тепловую энергию, услуги по водоснабжению и водоотведению.
Договор о закупке товаров и услуг, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1.11. настоящего пункта, заключается на срок, достаточный для проведения процедуры закупки таких товаров и услуг. При заключении данного договора количество поставляемых товаров (объем услуги) не может превышать количество товара (объем услуги), необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан и учреждений в течение указанного срока.
2. Установить, что процедуры закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства, начатые до вступления в силу настоящего Постановления, завершаются в соответствии с порядком, установленным настоящим Постановлением. При этом стоимость предмета закупки, сумма предложения конкурсных торгов (ценового предложения, предложения по результатам закупки у одного участника), сумма договора определяются в российских рублях по официальному курсу Банка Крыма на день принятия настоящего Постановления.
3. Рамочные соглашения, договоры о закупке, заключенные до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют свою силу и исполняются сторонами в соответствии с условиями указанных договоров и соглашений, если стороны таких соглашений, договоров не пришли к иному.
4. Совету министров Республики Крым разработать в месячный срок и внести на утверждение Государственного Совета Республики Крым проект Временного положения о государственных закупках на территории Республики Крым с учетом норм законодательства Российской Федерации и организационно-технических особенностей функционирования веб-портала государственных закупок в Республике Крым.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Постоянную комиссию Государственного Совета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политике.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия.
Председатель Государственного Совета Республики Крым В. КОНСТАНТИНОВ
г. Симферополь, 26 марта 2014 года, № 1844-6/14
Комментарий от редакции
Учитывая определенное противоречие отдельных моментов данного постановления, редакция журнала решила предоставить некоторые рекомендации к ним. В первую очередь, хочется отметить, что не смотря на принятие федерального закона РФ, которым Крым было принято в состав Российского государства на правах республики, нужно учитывать международный принцип ретроактивности закона, суть которого сводится к тому, что закон не имеет обратной силы во времени. Такой принцип, как правило применяется в отношениях между государством и гражданами, и предусмотрен законодательством большинства стран, в том числе Конституциями как Украины так и Российской Федерации.
Опираясь на изложенное, важно сказать, что процедуры конкурсных торгов, которые были начаты согласно законодательства Украины, а соответственно и за бюджетные средства нашего государства, должны быть завершены, в том числе, в соответствии с порядком предусмотренным украинским законодательством, Исходя из указанного, хотим дать ряд рекомендаций в дополнение нормам постановления, с целью помочь Заказчикам правомерно завершить уже начатые процедуры закупок, а именно следующие:
1. Обнародование информации о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства стоит осуществлять на двух веб-порталах: Министерства экономического развития и торговли Украины и Республики Крым.
2. Документы заказчика, которые подаются для обнародования на веб-портал tender.me.gov.ua и в государственное печатное издание в сфере государственных закупок Украины, рекомендуем подавать:
- в порядке предусмотренном Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок»;
- согласно форм, утвержденных Приказом Минэкономики Украины от 26.07.2010 №922;
- на украинском языке;
- указанные суммы определять в гривнах и российских рублях по официальному курсу, установленному Банком Крыма.
3. Договор о закупке товаров, работ или услуг за бюджетные средства, которые заключается по результатам завершенных процедур, рекомендуем подписывать не нарушая сроков, указанных в Законе Украины о государственных закупках, при этом цену договора стоит указывать как в гривнах так и в рублях, согласно официально установленному курсу валют.
Учитывая всё вышеизложенное, хочется дать совет членам комитетов с конкурсных торгов Крыма искать компромиссное решение, которое позволит не нарушать нормы законодательства обеих стран, особенно учитывая нестабильность нынешних политических и экономических событий.
Актуальные новости
Электронные площадки Российских компаний уже открыли свои представительства на территории Крыма
В городах Симферополь и Севастополь российская компания «РТС-Тендер» и группа электронных торговых площадок OTC.RU открыли собственные официальные представительства, которые уже начали свою работу.
Кроме начала осуществления закупок государственными и муниципальными компаниями региона по российскому законодательству, задачей открытых электронных площадок станет обеспечение участия предприятий Крыма в торгах, объявленных заказчиками Российской Федерации.
Генеральный директор Группы электронных площадок OTC.RU Дмитрий Пангин высказался по этому поводу следующим образом: «К настоящему времени крымские компании не могли участвовать непосредственно в государственных закупках в России. Уверен, крымскому бизнесу есть, что предложить нашим государственным и муниципальным заказчикам».
В настоящее время на территории полуострова открыты пять российских площадок по проведению государственных закупок в электронной форме.